Персональное федеральное электронное периодическое СМИ

«Личный официальный сайт Мартыненко Д.Р.»



ЕГЭ совершенствуется: узнать ответы заранее уже нельзя

[Публикация № 8 от 13.01.2010].

Рособрнадзор сообщает о результатах проверки по факту публикации ответов к ЕГЭ в интернете школьником из Ленинградской области и информирует об изменениях в процедуре проведения Единого Госэкзамена, которые никому впредь не позволят узнать ответы к своему заданию.

В 2007 году широкую огласку получил факт утечки ответов к ЕГЭ: в Ленинградской области ученик заранее узнал и опубликовал в Интернете ответы к экзамену по русскому языку. В.А.Болотов, возглавлявший Рособрнадзор в то время, пообещал провести проверку, и сегодня мы знаем её результаты.

Как сообщает Управление контроля и оценки качества образования Рособрнадзора, действительно, в ночь с 28 на 29 мая 2007 года участник форума сайта www.postupim.ru разместил на данном сайте информацию о наличии у него заданий, которые должны были использоваться на едином государственном экзамене по русскому языку 29 мая, и ответов к ним. Все эти материалы он предложил выслать участникам форума на адреса электронной почты.

Все материалы изначально отправлялись из ФГУ «Федеральный центр тестирования» (ФЦТ) в регионы, в том числе в Ленинградскую область, там они были получены комитетом общего и профессионального образования области. Дальнейшую судьбу экзаменационных материалов определяли регионы самостоятельно. Так, в Ленинградской области был установлен и приведён в исполнение следующий порядок: комитет общего и профессионального образования получил экзаменационные материалы от транспортной компании, передал их в региональный центр обработки информации (РЦОИ), который, в свою очередь, передал материалы в муниципальные органы управления образованием; в день экзамена материалы поступили из муниципальных органов управления образованием через представителей государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ в пункты проведения ЕГЭ. При этом актов приёмки-передачи экзаменационных материалов из РЦОИ в муниципальные органы управления образованием составлено не было. К должностным лицам, допустившим данное нарушение, были применены соответствующие меры административного воздействия.

Конкретные лица, осуществившие вскрытие спецпакета с ответами, установлены не были.

На всякий случай был проведён анализ ситуации: насколько инцидент повлиял на результаты экзамена. Оказалось, что влияние это было ничтожно мало: ответами (предположительно) воспользовались не более 60 человек, однако даже полное использование полученных недобросовестным школьником ответов не позволяло получить даже тройку, хотя, разумеется, если учесть, что кроме использования данных ответов экзаменуемый приложит собственные усилия, то скомпрометированные ответы на самом деле влияли на итоговую оценку в сторону улучшения, но незначительно. Исходя из сделанных выводов, необходимость в глобальном пересмотре результатов данного экзамена отпала. Аннулированы были только результаты виновника инцидента: он был направлен на пересдачу экзамена по русскому языку в резервный день.

Следует отметить, что из произошедшего были сделаны правильные выводы, и процедура проведения экзамена была скорректирована.

С 2008 года была существенно изменена технология подготовки контрольно-измерительных материалов (КИМ), а именно: каждый комплект экзаменационных материалов, а также каждый вариант КИМ стал получать свой индивидуальный номер. За использованием индивидуальных комплектов осуществляется автоматизированный контроль (идентификация работы по штрих-коду КИМ или бланка экзаменационных материалов, идентификация участника ЕГЭ, выполнявшего данную работу, а также аудитории, в которую был направлен индивидуальный комплект). Связь уникального номера КИМ с бланками ответов индивидуального комплекта участника ЕГЭ осуществляется посредством нанесённых на бланки штрих-кодов, также уникальных. Информация о соответствии штрих-кодов по всем индивидуальным комплектам с экзаменационными материалами хранится в соответствующей базе Федерального центра тестирования.

Использование данной технологии сделало бессмысленным несанкционированное вскрытие доставочного пакета с индивидуальными комплектами ЕГЭ, решение варианта КИМ и распространение ответов через Интернет, т.к. каждый участник ЕГЭ на экзамене получает свой индивидуальный комплект КИМ.

Более того, при проведении ЕГЭ использовался так называемый зональный принцип распределения экзаменационных материалов по стране, в т.ч., в резервные и дополнительные сроки сдачи экзамена. Материалы, обнародованные в одном регионе, не имеют отношения к материалам другого региона.

В 2009 году подготовка экзаменационных материалов ЕГЭ (тиражирование, комплектация и упаковка) осуществлялась на специальной автоматизированной линии без участия человека. Использование автоматизированной линии для производства экзаменационных материалов позволило применить технологию проведения ЕГЭ, при которой каждый участник ЕГЭ обеспечивается индивидуальным, неопределяемым заранее комплектом экзаменационных материалов.

Таким образом, Единый Госэкзамен постепенно лишается своих недостатков. Вероятно, после оттачивания до совершенства процедуры экзамена можно будет довести до совершенства и задания, внимательно отслеживая их корректность, а также добившись оптимального соотношения технических и творческих заданий. После устранения всех оставшихся недостатков поставленные цели могут быть достигнуты в достаточной мере: ЕГЭ действительно станет корректной, объективной и честной формой сдачи выпускных экзаменов.

К сожалению, в аттестации выпускников школ остаются нерешёнными внешние проблемы – например, такие, как существование сайтов, предлагающих ответы, шпаргалки и средства для их использования. Тот самый сайт www.postupim.ru до сих пор существует и используется для тех же целей.

Письмо Рособрнадзора № 01-58-349/10-2613/16 от 26.11.2009 об обстоятельствах и последствиях утечки ответов к ЕГЭ в 2007 году.

Главный редактор
Д.Р.Мартыненко

Все публикации

На главную страницу


Valid HTML 4.01 Transitional